Президент Беларуси Александр Лукашенко 21 сентября собрал совещание по вопросам совершенствования образовательной сферы.
Как сообщает телеграм-канал “Пул Первого”, на совещание к главе государства пригласили более полусотни человек. Это не только высшие должностные лица страны и руководители республиканских органов госуправления, но и губернаторы, руководители учреждений высшего образования и подчиненных Министерству образования организаций, председатели профильных комиссий Палаты представителей и Совета республики, руководители главных управлений по образованию облисполкомов и комитета по образованию Минского горисполкома, начальники районных отделов образования и работники учреждений образования из разных регионов страны.
Напомним, 18 августа Александр Лукашенко провел совещание о готовности системы образования к новому учебному году. Причем предполагавшийся изначально традиционный доклад министра и профильного вице-премьера главе государства вырос до совещания. На мероприятие также пригласили руководителей Генеральной прокуратуры и Комитета государственного контроля, чтобы услышать их оценки о состоянии сферы образования.
– Мы сегодня вновь возвращаемся к вопросам образования. Хотелось бы, чтобы в таком расширенном составе это был крайний случай. Тема в последнее время постоянно звучит с телеэкранов, не сходит с первых полос прессы. Действительно, чему и как учить волнует, как оказалось, не только меня, но и все общество. Это хорошо. Мы договорились во время доклада министра образования о готовности к новому учебному году, что встретимся в сентябре и проведем своеобразную работу над ошибками, – отметил Президент.
Глава государства подчеркнул, что школа – это храм, и в этом весь сакральный смысл образовательного процесса.
Школа закладывает фундамент будущего не просто гражданина – человека.
Президент Беларуси Александр Лукашенко
– Воспитывайте молодежь трудом, тогда отношение к школе у них будет соответствующее, – убежден Александр Лукашенко. – К сожалению, мы от этого доброго советского принципа отошли.
При этом глава государства подчеркивает: все школы должны быть загружены, где надо – организован подвоз, прежде всего это касается Минска.
– Поговорим также сегодня и о содержании образовательного процесса, а точнее – об учебниках, по которым учат наших детей. Меня очень беспокоит, что к их качеству по-прежнему есть вопросы. Мы вынуждены реагировать на обращения граждан и разбираться, что не так с нашими учебниками. Считаю, что это серьезная недоработка Министерства образования на протяжении уже ряда лет, – заявил глава государства.
Александр Лукашенко отметил, что при написании новых учебников и пособий авторы мыслят категориями опытных преподавателей и других специалистов. Он считает, что такой подход неверен и надо ориентироваться на учащихся.
– Еще на педагогическом совете 24 августа 2021 года я говорил о недопустимости постоянного перекраивания учебных программ и планов и бесконечного издания новых учебников. Отмечал, что необходимо вернуться к советскому опыту, взять лучшие пособия и их постепенно дорабатывать, совершенствовать, а не печатать новые. Потому что новый коллектив всегда оригинальничает, вы ученые, понимаете это: “Хочу быть непохожим на то, что было, и показать свою прыть”. Это никому не надо. Главный принцип работы нашего государства и любых процессов, происходящих в нашем государстве, – это спокойное совершенствование того, что наработало человечество. Мы стоим, как я говорил, повторяя цитату великого, на плечах гигантов. Не надо соскакивать с этих плеч – мы потеряем все то, что человечество наработало до нас. Надо использовать это во имя будущего. Поэтому надо совершенствовать и не стесняться взять лучшее из того, что было, – сказал белорусский лидер.
Один из важных вопросов совещания касался подходов к аттестации за курс средней школы и поступлению в вузы. По этому поводу, как рассказал Президент, было проведено много социологических опросов среди всех участников процесса поступления (абитуриентов, родителей, педагогов) на предмет их видения того, как организовать обучение в средней и высшей школе.
– Скажу прямо, что я принял предложения Минобразования об изменении порядка поступления в вузы, мы это прошли в этом году, с тем с условием, что мы еще раз вернемся к этому вопросу. Когда комиссия по контролю за ходом вступительной кампании представит свое заключение, другие контролеры выскажутся, а также педагоги скажут о достоинствах и, может быть, имевших место недоработках. Я на это очень рассчитываю, поэтому пригласили такой широкий круг преподавателей и учителей, – заметил Александр Лукашенко.
Александр Лукашенко также спросил, будут ли, помимо этих нововведений, еще какие-то предложения у специалистов и педагогов, чтобы улучшить существующий порядок.
– Здесь и сейчас мы должны определить механизм работы средней школы и вузов на перспективу и решить главную задачу – обеспечить нашей молодежи условия для профессионального становления и развития в своей стране. Подчеркну: наиболее талантливые, перспективные абитуриенты должны быть востребованы у нас, на Родине. Это мое железное правило, – заявил белорусский лидер.
– Но никаких кардинальных решений после нашей сегодняшней встречи быть не должно, – подчеркнул Александр Лукашенко. – Все социологические опросы показывают, что учителя, преподаватели, ученики устали от того, что мы постоянно революционным образом пытаемся усовершенствовать систему образования. Пора заканчивать с этим.
Что касается итогов аттестации за среднюю школу и поступления в вузы. Два ЦЭ плюс один в виде ЦТ – мы пока на этом останавливаемся и доводим людям, чтобы они знали, что на перспективу мы будем идти этим путем. Для людей это важно.
Президент Беларуси Александр Лукашенко
Глава государства отметил, что вопросы сферы образования должны находиться на контроле в том числе у губернаторов, ведь их зона ответственности далеко не только сельское хозяйство.
– Министерство образования определенную колею прокладывает: новый опыт и прочее. Но губернаторы как-то в тени, но это ваша сфера. И вам там виднее. Колея обозначена на уровне Министерства образования, правительства – действуйте. Не министр должен ремонтировать вам школы, а вы это должны делать. Не министр должен возить детей. Принципиально принято решение, выделяем автобусы. Посмотрите, где эти автобусы используют, – поручил Александр Лукашенко.
При этом Президент подчеркнул: ко всем вопросам необходимо подходить по-хозяйски. Например, те же школьные автобусы должны использоваться только для школьных нужд, и тогда они прослужат долгие годы. Все еще есть проблемы и по организации питания в школах. Александр Лукашенко подчеркнул, что еда должна быть качественно приготовлена, но не надо отрываться от земли и открывать в школах рестораны.
Глава государства обратил внимание на то, что мониторить ситуацию в сфере образования нужно обязательно с участием контролирующих органов.
– То, что они должны быть с вами рядом на финишной прямой (подготовки образовательных учреждений к новому учебному году. – Прим. ред.) и подсказать, что вот тут надо сделать, – это правильно, – сказал он. – Излишне бегать по школам и напрягать преподавателей, учителей и руководство вузов не нужно, толку от этого не будет. Но тогда будет железный спрос. Если не дай бог что случилось, тогда мы спросим с руководителей, – подчеркнул Александр Лукашенко.
Об основных проблемных вопросах в сфере образования на совещании доложили председатель Комитета государственного контроля Василий Герасимов и Генеральный прокурор Андрей Швед.
Глава КГК, говоря о процессе подготовки школ к 1 сентября, обратил внимание на то, что раньше были паспорта готовности школ, которые подписывали разные ведомства, не только Минобразования. Однако потом от этой практики отказалось само Минобразования.
– В итоге получилось то, что мы имеем: документы просто подписываются, даже без выезда на место, – заметил он. – Поэтому КГК совместно с Генпрокуратурой внесли предложение о том, чтобы это был межведомственный акт, который имеет вполне определенный статус. Более того, должны быть определены критерии готовности школ.
Есть также предложение о том, чтобы упростить систему финансирования таких работ по аналогии с тем, как в свое время сделали в ЖКХ с организацией текущих и капитальных ремонтов. В числе вопросов, которые до сих пор не решены в части готовности школ, он назвал неудовлетворительное состояние стадионов (особенно в сельской местности), окон, крыш. Что касается организации питания, то бывают факты недовложения продуктов, нарушения технологий, неготовности пищеблоков.
Генпрокурор в своем докладе также указал на наличие системных недостатков в образовательном процессе. Он считает, что нужно коренным образом поменять систему подписания сертификатов готовности школ и обозначить ответственность должностных лиц, которые их подписывают. Есть, по его словам, недостатки по планированию и финансированию текущих и капитальных ремонтов, организации системы питания. Что касается оценки качества учебников и учебных пособий, то Андрей Швед обратил внимание на попытки увильнуть от выполнения конкретной задачи по совершенствованию учебников вместо издания все новых и новых. “Должны быть четкие, доступные, всеми признанные учебники. Вместо этого Министерство образования почему-то уходит от критерия “учебники”. Сейчас их всего 7, зато более 200 учебных пособий, – привел пример Генпрокурор. – Ощущение складывается, что люди зарабатывают на этом деньги, потому что создают так называемые учебные пособия, которые, с нашей точки зрения, мало адаптивны к средней школе”.
От участников совещания Глава государства потребовал прежде всего докладывать о проблемных вопросах и недостатках в сфере образования. Президент интересовался мнением как курирующих отрасль должностных лиц, так и непосредственно самих руководителей и педагогов учреждений образования.
Директор средней школы №73 Минска Ирина Родик высказала мнение, что в школах следует более серьезно относиться к вопросам профориентации, чтобы учащиеся осознанно подходили к выбору своей будущей профессии.
Министр образования Андрей Иванец в свою очередь обратил внимание, что сегодня в колледжи принимают без экзаменов, только по конкурсу аттестатов.
– В этом году мы увидели, что конкурс в колледжи очень большой. В некоторые были даже очереди. Процент поступления ребят после 9 классов за последние два года увеличился с 35% почти до 50%, – привел он статистику.
Александр Лукашенко согласился, что лучшими специалистами становятся те, кто сперва получил среднее профильное образование, а затем отучился в вузе. Что касается стабильности в работе педагогов, это будет обеспечено, подчеркнул Президент.
– Я же вначале сказал: этот наш большой разговор должен быть последним в таком плане. Будем совершенствоваться, отдельные вопросы будем смотреть. Думаю, и губернаторы меня услышали, и Правительство. Все сегодня здесь, они слышат, что надо делать. А контроль – за нами. Все заинтересованы в том, чтобы было лучше, – заявил глава государства.
Отдельно Президент остановился на кадровом вопросе.
– Хочу обратить внимание на подготовку преподавателей и учителей в наших вузах. Мы плохо готовим в вузах студентов. Были косяки и в те времена у нас, хотя жесткий был порядок, а сейчас же вольница. Преподаватели и ректоры забыли, что надо требовать от будущего специалиста определенного уровня и давать эти знания. И если качественный “продукт” будет выпущен из вуза, то нам и разговора здесь не будет, – сказал глава государства. – А сегодня мы говорим: и учебник такой, и методические наработки, разработки, планы… Потому что недоучиваем мы учителя.
лава государства при этом констатировал, что порой по востребованным направлениям действительно в вузы принимают на целевую подготовку без экзаменов, и изначальный уровень знаний у таких студентов не всегда может быть высоким. Он отметил, что это касается не только подготовки в вузах будущих учителей, но и, например, специалистов в аграрной сфере, многие из которых так же обучаются по целевому набору.
Президент также особо подчеркнул важность наличия качественных и интересных учебников:
– Для меня учебник – это все. Знаете, что самое страшное, – учебник пугает ученика. Вот этого быть не должно. Он боится к какому-то учебнику притронуться. А учебник должен притягивать ученика к себе, этот учебник приятно держать в руках. И я говорил, что не надо на это жалеть денег. Надо издать хороший учебник, написанный хорошим шрифтом, иллюстрированный. И главное – знания. Если даже там кратко написано – учитель разъяснит, что это такое. Учебник уже будет для ученика конспектом.
Во время совещания глава государства высказался и о сборе средств с родителей на нужды класса или школы. Президент не видит в этом никаких проблем, если этот процесс организован правильно.
– Ничего страшного. У нас бесплатное образование. Только директорам надо разумно это делать. Может, полтора человека откажутся, денег не дадут на ремонт или на что-то. И не надо. Отказался так отказался, обойдемся. Но от этой практики отходить не надо. Но не так: “Ты неси столько денег! Мы тут на совете каком-то решили”. Не надо так поступать. Мы деньги на школы найдем. Но если родитель будет участвовать в этом какой-то своей копейкой, страха я в этом абсолютно не вижу, – отметил Александр Лукашенко.
Коснулся глава государства и шестого школьного дня – субботы. Он подчеркнул, что в этот день необходимо уделять внимание прежде всего здоровью ребят, а не урокам и факультативам.
– Суббота должна быть разгружена, – потребовал Президент. – Как без спортивных занятий? Возьмите за руку родителей и детей, отведите на спортивную площадку.
Александр Лукашенко, подводя итоги совещания, потребовал не мешать работать Министру образования, а губернаторам – в большей степени брать на себя решение практических вопросов.
– Сегодня мы закончили разговор по задачам, которые стоят перед образованием. Двигаемся, – подчеркнул Президент. – Это касается меньше всего Министра образования, больше – губернаторов: услышали, как надо действовать, – действуйте. Без губернаторов ни в здравоохранении, ни в образовании мы вопросы не решим.
Иcточник: 1PROF.BY
Комментариев нет:
Отправить комментарий